ЭП

Документ подписан электронной подписью
12.05.2023 14:52, Малахова Светлана Стефановна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Маркинская средняя общеобразовательная школа Цимлянского района Ростовской области

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

 (протокол от 25.08.2022 г. № 1)

УТВЕРЖДАЮ

                              Директор школы      
                             ______________С.С.Малахова
                                приказ от 25.08.2022 № 170

 

   

СОГЛАСОВАНО

методическим объединением

учителей

протокол от  25.08.2022 № 1            

_______________ Е.Л.Горбанева

 подпись руководителя МС            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

                       ______________     Л.И.Кардакова                         

25августа 2022 года

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    внеурочной деятельности по курсу

«История Донского края »

 

                                              На 2022 – 2023 учебный год

                          

                             Уровень общего образования:   основное общее, 6 класс

                           

                             Количество часов в неделю: 1

                           

                             Учитель: Савилова Татьяна Георгиевна

             

             Программа разработана на основе программы курса «История донского 

             края с  древнейших времён до начала XXI века» Осадченко Н.Г , 

             Ростов – на – Дону,  Донской издательский  дом, ,  2019

 

 

            Учебник/учебники:

            «История Донского края с древнейших времен до конца   XV века»

             В.А.ЛаренокРостов-на-Дону,   ООО «Донской Издатель ский Дом», 2020 

 

 

 

 

 

 

 

            ст.Маркинская

2022 год

 

  Раздел №1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности  «История Донского края»

Личностными результатами изучения курса истории Донского края в школе являются:

  • российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, Донскому краю, к малой родине, к прошлому и настоящему многонационального народа России, в том числе народов, населяющих Донской край,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);
  • социальная идентичность как граждан России, жителей Донского края, родного города, села, представителей своей этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории и культуры Донского края, основ культурного наследия народов Донского региона  в контексте российского культурного наследия (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России, в том числе на территории региона);
  • усвоение традиционных ценностей и духовных идеалов народов Донского края, гуманистических традиций и демократических ценностей современного российского общества;
  • готовность и способность вести уважительный и конструктивный диалог с другим человеком, имеющим другое мнение, мировоззрение, культуру, язык, веру, гражданскую позицию;
  • веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей;
  • освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, социальных практик в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей Донского края;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результатами изучения курса истории Донского края                        

в школе являются:

  • способность самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; определять оптимальные возможные ресурсы и стратегии для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
  • умение выстраивать продуктивное общение и взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты с учетом позиций всех участников; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение в соответствии с морально-этическими нормами, гражданскими и нравственными ценностями;
  • готовность осуществлять самостоятельную познавательную, поисковую, учебно-исследовательскую и проектную деятельность, навыками разрешения проблем; применять различные методы познания, устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений;
  • способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных информационных источниках и получать из них необходимую информацию, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных, в том числе альтернативных источников;
  • умение самостоятельно делать осознанный ответственный выбор, оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

Раздел 2. Содержание курса  внеурочной деятельности

 «История Донского края » с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

№ П/П

Тема, раздел.

Часы

1.

Введение. Донской край в средневековье.

1

2

   Донской край в средневековье  

33

3

 Раздел 1. Великие империи кочевников c IV по VII века. Дон в составе Хазарского каганата.  

10

4

Раздел 2.  Дон в X – XIII веках

11

5

 Раздел  3. Золотая Орда — государство кочевников-монголов.    

12

9

Повторительно – обобщающее занятие

1

10

Итого

35

Курс «История Донского края »  35 часов.

Введение. Донской край в средневековье. 1 ч.

Раздел 1. Великие империи кочевников c IV по VII века. Дон в составе Хазарского каганата.  10 ч.

Хазары. Борьба племен на Дону с VI по VII век. Победа хазар. Включение территории Подонья в состав Хазарского каганата. Хазарская держава: управление, суд, вероисповедание. Основные занятия хазар. Влияние  хазар на жизнь населения донских и приазовских степей. Крепость Саркел. Поход князя Святослава на Хазарию. Белая Вежа.

Раздел 2. Дон в XXII веках.11.ч.

 Печенеги. Византийские авторы о занятиях и быте печенегов. Появление в донских степях половцев. Кочевое скотоводство – главное занятие. Половецкие становища культура половцев. Половцы и Русь. Поход князя Игоря Святославовича против половцев. «Слово о полку Игореве».

 Раздел  3. Золотая Орда — государство кочевников-монголов.    12 ч.

Вторжение монголо – татар в донские степи. Борьба половцев с нашествием. Битва на Калке. Походы Батыя. Разгром половецких орд. Донской край под властью Золотой Орды. Политика монголо – Татр по отношению к побежденным. Наш край глазами путешественников в XIIIXIV веках. Разделение донской степи между татарами и монголами.

  Тана. Азов. Торговые интересы генуэзцев и венецианцев в Приазовье. Ранние сведения о Тане. Средневековая торговая фактория. Управление, население, торговля. Великий торговый путь в Китай. Захват города турками. Изгнание итальянцев.

Повторительно – обобщающие занятия  (1 час).

Формы и виды учебных занятий:

  •   участие во внеурочных мероприятиях по предмету
  •     работа с историческими источниками и их анализ
  • самостоятельная, практическая, творческая, фронтальная работы;
  •  ролевые игры или викторины
  •  выполнение учебных презентаций, доклады или сообщения по теме, исследовательские работы.
  • Экскурсии.

 

Раздел 3. Календарно - тематическое планирование  35 ч.




 

№ п/п

Дата

факт

Кол.

Час.

Тема урока

Элементы обязательного

минимума

Используемые источники

1  

 6.09

 

1

Введение. Донской край в средние века.

 

 Введение

Стр. 3-5

 Раздел 1. Великие империи кочевников c IV по VII века. Дон в составе Хазарского каганата. 8 ч.

2,3,4,5,6,7,8,910,

11

13.09

20.09

27.09

4.10

11.10

18.10

25.10

2чет.

8.11

15.11

22.11

 

10

Тема 1. Хазары

Занятие 1.

1.Хазарская держава

2.Влияние хазар на жизнь населения донских и приазовских степей

3.Хазарский каганат: территория и государственное устройство

4.Занятия жителей, вера и обычаи

5.Роль Хазарии в объединении разноплеменного населения донских степей

Занятие 2. 1.Крепость Саркел – хазарская твердыня на Дону

2.Первые раскопки Саркела

3.Святослав на Дону

4.Белая Вежа.

Занятие 3,4,5,6 Экскурсия на правобережное хазарское городище.

Занятие 7,8,9,10. Экскурсия в Цимлянский краеведческий музей.

§1-5

Раздел 2. Дон в X – начале XIII века. 11 ч.

12,

13,

14

 

 

 

29.11

6.12

13.12

 

3

Белая Вежа — центр ремесла и торговли на пути из Черного моря на Восток.

Занятие 1,2,3

Заочная экскурсия. Белая Вежа.

 

 

§7

 

15,

16

17

18

19

 

 

 

 

20.12

27.12

3 чет.

10.01

17.01

24.01

 

5

Половцы в донских степях. XI — первая половина XIII веков.

 

 

Занятие 1.

1.Дон в X веке: печенеги

2.Дон в XI веке: приход половцев

3.Половецкие каменные изваяния – памятники культуры

4.Половцы и Русь

Занятие 2,3,4,5.

Экскурсия в Ростовский краеведческий музей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§6 - 11

20

21

31.01

7.02

 

 

2

Сражение игоревой рати на Каяле.

Занятие 1.

1. «Воинам Игоревой рати - храбрым русичам 1185 г

2.«Русский крестовый поход в степь»

3.Битва Игоря Святославовича с половцами на реке Каяле. Где это было?

4.Поэтическая память народа

5.Юные исследователи прошлого.

Занятие 2.Литературные произведения и художественные о Крестовом походе русичей.

22

14.02

 

1

Артефакты, оставленные половцами.

Занятие 1.

Создание альбома эскизов артефактов половцев. Половецкий «Журнал мод».

Раздел  3. Золотая Орда — государство кочевников-монголов. 12 ч.

23

24

21.02

28.02

 

2

 Монголо-татарские завоевания на Дону

Занятие 1

1.Борьба половцев с монголо-татарами

2.Поход Батыя

3.Судьба половцев

4.Половецкие олени из Золотой Орды

Занятие 2

1.Археологические памятники золотоордынского времени на Дону

2.Наш край в описаниях известных путешественников XIII-XVI веков

3.Упадок Золотой Орды.

§12

25,

26

 7.03

14.03

 

2

  Тана – торговая фактория.

Занятие 1

1.Первые сведения о Тане

2.Борьба за торговлю в Приазовье между Венецией и Генуей

3.В средневековой Тане

4.Судьба города

Занятие 2

1.Тана – крупный торговый центр

2.«Что должен иметь в себе истинный и честный купец?»

3.Чем торговали в Тане?

4.Ролевая игра: приключение торгового каравана на пути из Пекина в Тану.

§16,17

27,

28,

29

4 чет.

28.03

4.04

11.04

 

3

 Азак — город на перепутье торговых дорог.

Занятие 1.

1.Основание города

2.Расцвет Азака в XIIIXIV веках

3.Превращение торгового и ремесленного центра в турецкую военную крепость

4.Азак – невольнический рынок

Занятие 2.

1.Легенды и мифы, связанные с историей Азова

2.Азов и выдающиеся исторические деятели

3.Тур Хейердал в Азове

4.За что любил Азов поэт Дасмамбет

5.Исторические памятники Азова.

Занятие 3. Создание альбома эскизов артефактов жителей Азака.

§14, 15,18

30,

31

32

33

34

18.04

25.042.05

16.05

23.05

 

5

Упадок Золотой Орды. Гибель Азака.

Экскурсия в археологический музей

г. Азова.

§19

35

30.05

 

итого

 

1

 

35

 Наш край в средневековье.

 

Конкурс презентаций «Наш край в средневековье».