ЭП

Документ подписан электронной подписью
12.05.2023 14:52, Малахова Светлана Стефановна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Маркинская средняя общеобразовательная школа Цимлянского района Ростовской области

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

 (протокол от 25.08.2022 г. № 1)

УТВЕРЖДАЮ

                              Директор школы      
                             ______________С.С.Малахова
                                приказ от 25.08.2022 № 170

 

   

СОГЛАСОВАНО

методическим объединением

учителей

протокол от  25.08.2022 № 1            

_______________ Е.Л.Горбанева

 подпись руководителя МС            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

                       ______________     Л.И.Кардакова                         

25августа 2022 года

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    внеурочной деятельности по курсу

«История Донского края »

 

                                              На 2022 – 2023 учебный год

                          

                             Уровень общего образования:   основное общее, 7 класс

                           

                             Количество часов в неделю: 1

                           

                             Учитель: Савилова Татьяна Георгиевна

             

             Программа разработана на основе программы курса «История донского 

             края с  древнейших времён до начала XXI века» Осадченко Н.Г , 

             Ростов – на – Дону,  Донской издательский  дом, ,  2019

 

 

            Учебник/учебники:

            «История Донского края   XYI -    XVII века»

            М.Е.Шалак, Кияшко Ю.Г.Ростов-на-Дону,   ООО «Донской Издатель                                      

            ский  Дом», 2022  г.

 

 

 

 

 

 

 

            ст.Маркинская

2022 год

 

  Раздел №1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности  «История Донского края»

Личностными результатами изучения курса истории Донского края в школе являются:

  • российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, Донскому краю, к малой родине, к прошлому и настоящему многонационального народа России, в том числе народов, населяющих Донской край,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);
  • социальная идентичность как граждан России, жителей Донского края, родного города, села, представителей своей этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории и культуры Донского края, основ культурного наследия народов Донского региона  в контексте российского культурного наследия (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России, в том числе на территории региона);
  • усвоение традиционных ценностей и духовных идеалов народов Донского края, гуманистических традиций и демократических ценностей современного российского общества;
  • готовность и способность вести уважительный и конструктивный диалог с другим человеком, имеющим другое мнение, мировоззрение, культуру, язык, веру, гражданскую позицию;
  • веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей;
  • освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, социальных практик в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей Донского края;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результатами изучения курса истории Донского края                        

в школе являются:

  • способность самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; определять оптимальные возможные ресурсы и стратегии для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
  • умение выстраивать продуктивное общение и взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты с учетом позиций всех участников; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение в соответствии с морально-этическими нормами, гражданскими и нравственными ценностями;
  • готовность осуществлять самостоятельную познавательную, поисковую, учебно-исследовательскую и проектную деятельность, навыками разрешения проблем; применять различные методы познания, устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений;
  • способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных информационных источниках и получать из них необходимую информацию, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных, в том числе альтернативных источников;
  • умение самостоятельно делать осознанный ответственный выбор, оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

Выпускник научится:

  • определять длительность исторических процессов, последовательность событий, явлений истории Донского края начала XVI – конца XVII в., соотносить их с периодами отечественной и всеобщей истории, синхронизировать события (явления, процессы) истории разных народов, населяющих наш регион, определять современников исторических событий (явлений, процессов):

Донской край в XVI веке

Появление казачьих городков.

Образование Войска Донского.

Казачье самоуправление.

Появление казачьих столиц.

Отношения казачества с Московским царством.

Морские и сухопутные походы казаков.

Участие казаков во взятии Казани и Астрахани.

Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича.

Борьба казаков с Крымским ханством.

Донской край в XVII веке

Оформление социального статуса казачества, его прав, привилегий и обязанностей службы в XVII веке.

Участие казаков в событиях Смутного времени.

Участие донского казачества в войнах России XVIIвека.

Донские казаки в Азовских походах Петра I.

«Азовское осадное сидение».

Политическая ситуация на Дону в середине XVII века.

Движение под предводительством Степана Разина.

Основание Таганрога Петром I.

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов по истории Донского края начала XVI – конца XVII в., в том числе: Дикое поле, донское казачество, станица, зимовище, юрт, казачьи городки, казачьи столицы, казачье самоуправление, Всеобщий войсковой Круг, майдан, атаман, атаманская насека, атаманская булава, бунчук, есаул, старшина, войсковой дьяк, войсковой толмач, «Азовское осадное сидение», казачьи привилегии, зимовая станица, легковая станица;
  • рассказывать об исторических событиях, процессах, явлениях, деятелях истории Донского края начала XVI – конца XVII в., по самостоятельно составленному плану, используя информацию, представленную в источниках различного типа; изученные понятия и термины:

Дикое поле; происхождение донского казачества; появление казачьих городков; образование Войска Донского; первые казачьи столицы; казачье самоуправление; отношения казачества с Московским царством;    морские и сухопутные походы казаков; участие казаков во взятии Казани и Астрахани;  поход в Сибирь Ермака Тимофеевича; борьбу казаков с Крымским ханством;    характер связей между царским правительством России и Донским казачьим войском к концу XVI века;       физический облик, язык и одежду донских казаков; семейный уклад донских казаков; хозяйство, основные занятия, быт, обычаи и традиции населения Донского края в XVI веке.

Участие казаков в событиях Смутного времени;

участие казаков в войске Лжедмитрия I. в движении Ивана Болотникова,в ополчениях 1611 и 1612 гг.;

итоги Смуты для Войска Донского;

систему управления Войском в первой половине XVII века;

привилегии казачества;

участие казачества в военных действиях против Турции и Крыма в XVII веке;

участие казачества в Азовских походах Петра I;

«Азовское осадное сидение»;

политическую ситуацию на Дону в середине XVII века;

участие казаков в движении под предводительством Степана Разина;

последствия поражения разинцев для Войска Донского;

отношения православной церкви и казачества;

культурное пространство Донского края в XVII веке;

  • читать и использовать историческую карту/схему при изучении событий (явлений, процессов) истории Донского края начала XVI – конца XVII в.; проводить атрибуцию исторической карты (схемы);
  • осуществлять поиск дополнительной информации в справочных и библиографических материалах краеведческих фондов, музеев, сети Интернет, семейных архивах для решения различных учебных задач  региональной истории;
  • описывать различные типы исторических источников (в том числе вещественные исторические источники) по истории Донского края начала XVI – конца XVII в. по самостоятельно составленному плану; приводить примеры источников разных типов;
  • самостоятельно составлять таблицы, схемы, сложный план определенных разделов изучаемой темы;
  • анализировать историческую ситуацию на основе учебного текста по истории Донского края начала XVI – конца XVII в.;
  • отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез освоенного учебного материала по истории Донского края начала XVI – конца XVII в.; 
  • выделять существенные признаки различных исторических событий (явлений, процессов) истории Донского края начала XVI – конца XVII в.;
  • определять и указывать причины, предпосылки, повод, последствия, значение исторических событий (явлений, процессов) на основе изученного материала по истории Донского края начала XVI – конца XVII в.;
  • давать оценку событиям и личностям региональной истории Нового времени.
  • использовать материал по локальной истории (города, села, станицы) для изучения особенностей исторического развития Донского края.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (проведение атрибуции письменного источника, позиций автора и участников событий, описываемых в письменном историческом источнике и др.);
  • сравнивать развитие Донского края и других частей России начала XVI – конца XVII в., объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; 
  • применять знания по истории Донского края начала XVI – конца XVII в. при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, села  и т. д.

Раздел 2. Содержание курса  внеурочной деятельности

 «История Донского края » с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

№ П/П

Тема, раздел.

Часы

1.

Введение. Донской край в   XVI-XVII ВЕКАХ

1

2

Донской край  в XVI-XVII ВЕКАХ

31

3

 Раздел 1. Донской край  в XVI веке

18

4

Раздел 2.   Донской край  в XVII веке

9

5

 Раздел  3. Культурное пространство Донского края в XVI-XVII вв.     

4

9

Повторительно – обобщающее занятие

2

10

Итого

34

Курс «История Донского края »  34 часа.

Введение. Донской край в   XVI-XVII ВЕКАХ  . 1 ч.

Раздел 1.  ДОНСКОЙ КРАЙ В XVI-XVII  ВЕКАХ

Донской край в XVI веке.

Дикое поле. Проблема происхождения донского казачества. Появление казачьих городков. Образование Войска Донского. Первые казачьи столицы. Казачье самоуправление. Отношения казачества с Московским царством.

Морские и сухопутные походы казаков.

Участие казаков во взятии Казани и Астрахани. Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича. Борьба казаков с Крымским ханством.

Характер связей между царским правительством России и Донским казачьим войском к концу XVI века. Осложнение отношений Войска с центральной властью в период правления Бориса Годунова.

Хозяйство, основные занятия населения Донского края в XVI веке.

Донской край в XVII веке.

Дон XVII века — край казачий. Войско Донское в начале XVII века. Оформление социального статуса казачества, его прав, привилегий и обязанностей службы в XVII веке.

Смутное время в России (1604 – 1618 гг.). Участие казаков в событиях Смутного времени. Казаки в войске Лжедмитрия I. Казачество в движении Ивана Болотникова. Участие казаков в ополчениях 1611 и 1612 гг. Итоги Смуты для Войска Донского.

Система управления Войском в первой половине XVII века, привилегии казачества. Боевые действия Войска Донского: участие казачества в войнах России и самостоятельные военные действия против Турции и Крыма. Донские казаки в Азовских походах Петра I. Азовское осадное сидение.

Политическая ситуация на Дону в середине XVII века. Социальные движения. Движение под предводительством Степана Разина. Последствия поражения разинцев для Войска Донского.

Черкасск — административный центр Войска Донского.

Основание Таганрога Петром I: причины, особенности градостроительства, значение для России.

Культурное пространство Донского края в XVI-XVII вв.

Этнонациональный состав казачьего и неказачьего населения Дона. Бытовые традиции и религиозные верования малых этнических групп. Становление взаимоотношений казачества и неказачьего населения.

Быт, обычаи и традиции казачества в XVI в. Физический облик, язык и одежда донских казаков. Семейный уклад донских казаков.

Религиозные верования, легенды, сказки.Православная церковь и казачество. Старообрядцы на Дону в конце XVII века.

Культура донских казаков в XVII веке — синтез культур разных народов. Традиции военного быта казаков. Жилища казаков. Религиозные традиции казаков. Донской фольклор и литература.

Культурный облик казачьих зимовищ и городков.

Родной город (район, станица, село) в истории Донского края XVI-XVII вв. Родной город(ст. Цимлянская, 1682 г. основания) (район, станица, село) в XVII в.

Повторительно – обобщающие занятия  (2 часа).

Формы и виды учебных занятий:

  •   участие во внеурочных мероприятиях по предмету
  •     работа с историческими источниками и их анализ
  • самостоятельная, практическая, творческая, фронтальная работы;
  •  ролевые игры или викторины
  •  выполнение учебных презентаций, доклады или сообщения по теме, исследовательские работы.
  • Экскурсии.

 

Раздел 3. Календарно - тематическое планирование  34 ч.




 

№ п/п

Дата

факт

Кол.

Час.

Тема урока

Элементы обязательного

минимума

Используемые источники

1  

 5.09

 

1

Введение. Донской край  

в XVI-XVII вв

Изучение карты Донских музеев. Знакомство с карточкой музейного экспоната.

 Введение

Стр. 3-5

 Раздел 1. Донской край в XVI веке.18 ч.

2,3

12.09

19.09

 

2

Тема 1.  Как Азак превратился в Азов.

Занятие 1,2. Экскурсия в Азовский краеведческий музей.

§1

4,5

 

 

26.09

3.10

 

2

Земли Подонья под властью Крымского ханства и Ногайской Орды

Занятие 1. Создание маршрутного листа

«Путешествие по Крымскому ханству и Ногайской орде».

Занятие 2. Изучение схемы административно-территориального деления Османской Империи.

§2

 

6,7

 

10.10

17.10

 

2

 Как появилось донское казачество.

Занятие 1,2. Выполнение заданий из рабочей тетради стр. 14 - 20

 

§3

8,9

24.10

2 чет.

7.11

 

2

 Появление казачьих городков

Занятие 1,2.  Оформление мини — Альманаха — сборника статей в прозе, стихах с иллюстрациями — о Черкасском городке.

 

§4

10,

11

14.11

21.11

 

2

Образование Войска Донского.

Занятие 1,2.Аналитический отчёт- сравнительная таблица «Войско Донское в первой половине XYII века и Войско Донское во второй половине XYII века»

Рабочая тетрадь стр.87 - 89

 

§5

12,

13

28.11

5.12

 

2

 Органы управления Войска Донского.

Занятие 1. Историческая география. Выделить на карте цифрами последовательно казачьи центры, которые были столицами войска Донского, соотносить казачьи центры и периоды, когда они являлись ими.

Занятие 2. Работа Линии сравнения

Новгородское Вече и Казачий круг Войска Донского.

§6

14,

15

 

 12.12

19.12

 

2

 Взаимоотношения казачества с Московским царством.

Занятия 1,2 . «Мои  шаги по линии сравнения (рабочая тетрадь стр. 85-88)»

Станицы в Москву.

§9

16,

17

26.12

3 чет.

9.01

 

2

Участие донских казаков в войнах России во второй половине XVI в.

Занятие 1,2.Экскурсия в музей ст. Романовской.

 

§10

18,

19

16.01

23.01

 

2

Морские и сухопутные походы донских казаков.

Занятие 1.Работа с лентой времени. Задания из рабочей тетради стр. 105,106,108.

 

§11

Раздел 2. Донской край в XVII веке. 9ч.

20

30.01

 

1

Участие донских казаков в событиях Смутного времени.

Работа с документом стр. 123

1.Выявление причин и аргументов участия Донских казаков как на стороне Лжедмитрия I, так и на стороне народного ополчения и поддержке Михаила Романова.

2. Положительные и отрицательные последствия Смуты на жизнь Донского Казачества.

§12

21

 

6.02

 

1

Взаимоотношения донского казачества с тюрко-татарским миром.

Занятие 1,2. Создание альбома эскизов артефактов жителей  донского края и представителей тюрко-татарского мира.

§13

22

23

13.02

20.02

 

2

Борьба казаков за Азов.

Занятие 1,2. Экскурсия в археологический музей  г. Азова.

Проект «Если бы казаки удержали Азов»

§14

24

 

 

27.02

 

1

Участие донских казаков в войнах Российского государства XVII в.

Занятие 1,2. Экскурсия в археологический музей  г. Азова.

§15

25,

26

6.03

13.03

 

2

Восстание под предводительством Степана Разина.

Занятие 1,2. Проект « Степан Разин на Цимлянской земле»

§16

27,

28

27.03

3.04

 

2

История станицы

Цымлянской.

Экскурсия Цимлянский краеведческий музей.

 

Раздел 3. Культурное пространство Донского края в XVI-XVII вв.      4 ч.

29

 

10.04

 

1

Черкасск – главный город Войска Донского.

Занятие1,2. Заочная экскурсия в ст. Старочеркасскую

 

§17

30,

31 

17.04

24.04

 

2

Главные занятия и промыслы донских казаков, казачье мастерство.

Занятие 1,2. Создание альбома эскизов артефактов жителей Азака.

§ 7

32

15.05

 

1

Духовная культура донского казачества. Быт, обычаи и традиции.

Создание презентаций «Наш край в XVI-XVII в.в. ».

§ 8

33,

34

22.05

29.05

 

2

 

 

  

 

Конкурс презентаций «Наш край в XVI-XVII в.в. ».

 

 

итого

 

34