ЭП

Документ подписан электронной подписью
15.05.2023 08:25, Малахова Светлана Стефановна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

   Аннотация к рабочей программе  дисциплины « География» 5 - 9  классы

 

     Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Рабочая программа по географии для 5-9 классов  составлена на основе    авторской  программы по географии  Е. М. Домогацких  «Программа курса «География»   5-9   классы/авт.-сост. Е.М.Домогацких.-2-е изд.-М.:  – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013.-88 с.- (ФГОС. Инновационная  школа).                                                                                       

Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы общего образования. Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии, содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов учебной деятельности на уроках и перечнем ресурсов УМК для каждого урока, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.

Задачи: географическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйств.                               

Общее число учебных часов по авторской программе за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

Изучение курса «География» в основной школе осуществляется с 5 по 9 классы, что составляет по рабочей программе в соответствии с учебным  планом (на срок освоения ООП) 278/313 часов, из них:

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

1

35

6

1

35

7

2

70

8

2

70

9

2

68

Всего

 

278 часов

 

 

                                УМК:

 

1.Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.География. учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/   Введение в   географию: – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.-160  с.-(Инновационная школа).

2.Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского «География. Введение в географию» 5 класс. : – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.-72 с.- (ФГОС. Инновационная школа).

 

3. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Тетрадь-практикум  к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского «География. Введение в географию» 5 класс. : – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.- (ФГОС. Инновационная школа).

 

4.  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/  М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

5.Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского «География. Физическая география».  6 класс

 

6.Атлас для 5- 6 класса с набором контурных карт– М.: ООО «Русское слово – учебник»,2014.

7.  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/  М.: ООО «Русское слово – учебник»

8.  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/  М.: ООО «Русское слово – учебник»

9.  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/  М.: ООО «Русское слово – учебник».

Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок.

Формы учебной деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Используются следующие типы уроков: комбинированный урок, урок открытия новых знаний, урок закрепления изученного материала, урок-лекция, урок – практикум, урок-семинар.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков в 5-9 -х классах выступают письменный опрос (практические работы, тестирование с использованием дифференцированных  заданий), защита проектов. устный (индивидуальная, групповая и фронтальная беседа).

 

Плановые виды контроля:  практические работы, тестирование.

 

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

 

Выпускник получит возможность научиться:

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

    Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

5 – 6 класс

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

2. Приводить примеры:

3. Определять:

4. Описывать географические объекты.

    5. Объяснять особенности компонентов природы своей

 

Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

2. Уметь:

 

 

7 класс

 

Учащиеся должны знать (понимать):

Учащиеся должны уметь:

 

                                 8-9 класс

 

Учащиеся должны знать (понимать):

Учащиеся должны уметь:

представлять в различных формах географическую информацию

 

Аннотация к рабочей программе по географии в 10-11классах.

 

Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, авторской программы среднего (полного) общего образования по географии 10-11 класс  / Под ред.– В. П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира»

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м – 36 часов (1ч в неделю) и 11-м классах- 34 часов (1 ч в неделю).

 

Общая характеристика учебного предмета

Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у обучащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

 

Цели:

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение  сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Форма контроля: Тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа. Итоговый контроль в виде обобщающих уроков с использованием тестовых заданий.

 

Автор-составитель : учитель географии Кардакова Л.И.