ЭП

Документ подписан электронной подписью
15.05.2023 08:35, Малахова Светлана Стефановна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Литература» 5-7 класс

 

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина  «Литература» включена в базовую часть гуманитарного цикла. Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филологии». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и этической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося, литературное образование способствует формированию его речевой культуры. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, обогащает  культурно – историческую память, формирует у школьников активное отношение к действительности, к природе, к окружающему миру.

  1. Цель изучения дисциплины

способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский опыт, формирует представление о литературе как искусстве слова, постигает ее специфические законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет  рука об руку с воспитанием, они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

  1. Структура дисциплины

5 класс

Введение

Мифология

Устное народное творчество

Древнерусская литература

Басни народов мира

Литература 19 века

Поэзия 19 века о родной природе

Литература 20 века

Писатели 20 века о родной природе

Зарубежная литература

6 класс

Введение

Мифология

Устное народное творчество

Древнерусская литература

Литература 18 века

Литература 19 века

Литература 20 века

Поэзия о Великой Отечественной войне

Зарубежная литература

7 класс

Введение

Устное народное творчество

Древнерусская литература

Литература 18 века

Литература 19 века

Поэзия 19 века о России

Литература 20 века

Русские поэты 20 века о России

Зарубежная литература

 

 

 

  1. Основные образовательные технологии

 

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные  технологии проектного,  объяснительно – иллюстративного обучения

 

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

 

Учащиеся должны знать  содержание текстов программных произведений,

 определение основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии, основные принципы создания художественного мира и системы характеров в литературном произведении;   основные этапы развития литературы

Определять принадлежность произведения к одному из литературных жанров, обосновывать свое суждение, давать характеристику герою, аргументировать отзыв о прочитанном произведении, выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения.

Объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника, владеть монологической и диалогической речью,  письменно отвечать на вопросы, писать сочинение на литературную и свободную тему.

 Выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы, написать развернутый план произведения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения, объясняя смысл заданной темы, написать сочинение на заданную тему.

  1. Общая трудоемкость дисциплины

5 класс – программа рассчитана на 100 часов в год (3 урока в неделю), 8 уроков на развитие речи

6 класс – программа рассчитана на 101 часов в год (3 урока  в неделю), 12 уроков отводится на развитие речи

 

7  класс – программа рассчитана на 67 часов в год (2 урока  в неделю), 7 уроков отводится на развитие речи

 

 

7.Формы контроля

 

Контрольные работы,  сочинения

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Литература» 8-9 класс

 

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина  «Литература» включена в базовую часть гуманитарного цикла. Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филологии». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и этической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося, литературное образование способствует формированию его речевой культуры. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, обогащает  культурно – историческую память, формирует у школьников активное отношение к действительности, к природе, к окружающему миру.

  1. Цель изучения дисциплины

 

способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский опыт, формирует представление о литературе как искусстве слова, постигает ее специфические законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет  рука об руку с воспитанием, они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

  1. Структура дисциплины

8 класс

Введение

Устное народное творчество

Древнерусская литература

Литература 18 века

Литература 19 века

Литература 20 века

Зарубежная литература

9 класс

Введение. Немеркнущее Слово: вехи истории отечественной литературы

Древнерусская литература

Русская литература 18 век

Литература русского романтизма первой четверти 19 века

Литература первой половины 19 века

Литературный процесс второй половины 19 – 20 века

  1. Основные образовательные технологии

 

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии проектного,  объяснительно – иллюстративного обучения

 

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

 

Учащиеся должны знать  содержание текстов программных произведений,

 определение основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии, основные принципы создания художественного мира и системы характеров в литературном произведении;   основные этапы развития литературы

Определять принадлежность произведения к одному из литературных жанров, обосновывать свое суждение, давать характеристику герою, аргументировать отзыв о прочитанном произведении, выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения.

Объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника, владеть монологической и диалогической речью,  письменно отвечать на вопросы, писать сочинение на литературную и свободную тему.

 Выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы, написать развернутый план произведения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения, объясняя смысл заданной темы, написать сочинение на заданную тему.

  1. Общая трудоемкость дисциплины

8 класс – программа рассчитана на 67 часов в год (2 урока  в неделю), 7 уроков отводится на развитие речи

9 класс – программа рассчитана на 97 часов в год (3 урока  в неделю), 15 уроков отводится на развитие речи

  1. Формы контроля

 

Контрольные работы,  сочинения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Литература» 10-11 класс

 

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно – эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представление учащихся об  историческом развитии литературы, позволяет глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь к чтению

 

  1. Цель изучения дисциплины

 

Способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью, воспитание духовно развитой личности, готовой к самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры.  Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский опыт, формирует представление о литературе как искусстве слова, постигает ее специфические законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет  рука об руку с воспитанием, они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

  1. Структура дисциплины

10 класс

Из литературы первой половины 19 века

Прекрасное начало

 А.С. Пушкин.  М.Ю. Лермонтов. Поэзия.  Н.В. Гоголь.

Литература второй половины 19 века.

Идейные направления, критика, журналистика.

А.Н. Островский.   И.А. Гончаров.  И.С. Тургенев.  Н.Г. Чернышевский.  Н.А. Некрасов

Ф.И. Тютчев.  А.А. Фет.   Н.С. Лесков.

М.Е. Салтыков-Щедрин.

А.К. Толстой.  Л.Н. Толстой.

Ф.М. Достоевский.   А.П. Чехов

11 класс

Литературный процесс 30-40хгодов

М.А.Шолохов

Литературная карта России

М.А.Булгаков

Б.Л.Пастернак

А.П.Платонов
В.В.Набоков

Литература периода Великой Отечественной войны

А.Т.Твардовский

Литературный процесс 50-80 годов

В.М.Шукшин

Н.М.Рубцов

В.П.Астафьев

В.Г.Распутин

А.И.Солженицын

Новейшая русская проза и поэзия 80-90 годов.

  1. Основные образовательные технологии

 

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные

 технологии проектного,  объяснительно – иллюстративного обучения

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

 

Учащиеся должны знать содержание текстов программных произведений, место русской литературы в мировом литературном процессе, ее национальное своеобразие, основные закономерности развития литературы в 19 и 20 веке, ее периодизацию, принципы литературной борьбы на разных этапах развития русской литературы, основные русские литературные периодические издания.

Анализировать литературное произведение, определять принадлежность писателя к той или иной литературной группировке, сформировать основные эстетические принципы писателя, подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя, о деятельности литературного кружка, составить конспект критической литературоведческой работы, самостоятельно написать сочинение, обзор, эссе, вести аргументированную полемику.

  1. Общая трудоемкость дисциплины

 

10  класс – программа рассчитана на 100 часов в год (3 урока  в неделю), 14 уроков отводится на развитие речи

11 класс – программа рассчитана на 100 часов в год (3 урока в неделю), 12 уроков отводится на развитие речи

  1. Формы контроля

 

Контрольные работы,  сочинения